От китайского кэмпо до каратэ фудокан


Инь-янь (автор - Мирутенко С.И.)

Корни многих современных боевых искусств следует искать в Китае. В основу китайских боевых систем легли идеи буддизма, пришедшего в Китай из Индии в эпоху правления императора Мин-ди (58-76 гг. н.э.). Для углубленного изучения этой религии многие китайские монахи отправлялись в Индию, для обучения. В то же время индийские мудрецы приглашались для чтения проповедей в китайские храмы. В 464 г. индийский монах-проповедник по имени Бато появился в Китае. Тридцать три года спустя по приказу императора Вэнь-ди для его проповедей был построен легендарный ныне Шаолиньский монастырь. Позднее изгнанником, отправленным в Шаолинь стал другой индийский монах по имени Да Мо (индийское имя - Бодхидхарма). В стенах Шаолиньского монастыря им, в дальнейшем, были созданы два трактата: "Ицзинь-цзин" ("Книга об изменении мышц и сухожилий") и "Сисуй-цзин" ("Книга о промывании костного и головного мозга"). С той поры монахами Шаолиньского монастыря начали накапливаться, систематизироваться и углубляться боевые знания, которые затем включались в систему их тренировок. Появляются техники: "Восемнадцать рук Будды", далее "Сто семьдесят три техники", "Сущность пяти кулаков" … В "Записях Шаолиньского монастыря" упоминается о том, что в 1312 г. в Шаолинь прибыл и, в дальнейшем, тринадцать лет обучался в нем боевым искусствам монах из Окинавы по имени Да Чжи. Позднее, в 1335 г., в монастыре осваивал боевое искусство, каллиграфию, рисунок, теорию Чань (яп. Дзэн - буддийскую психотехнику концентрации и самовнушения) еще один монах из Окинавы - Шао Юань. Вернувшись на Окинаву, они распространяли полученные знания в местной военной среде. Это одно из первых, документально зарегистрированных упоминаний о проникновении китайского кэмпо на острова. Кэмпо (кит. Цюань-фа) буквально: метод или закон кулака - суть комплекс духовной и физической культуры, основанный на тысячелетних культурных и военных традициях Китая. По оценкам китайских экспертов за всю историю Китая на его территории в разные времена практиковались около 5000 направлений ушу. Те же источники полагают, что на сегодняшний день сохранилось не более 1000 современных вариаций древних воинских систем. Изначально китайское кэмпо опиралось на философские идеи Даосизма и Чань (Дзэн) - буддизма, индийскую Йогу, теорию китайско-тибетской медицины, "бионику" (перенимание и адаптация для борьбы повадок животных), тончайшим образом разработанную и актуальную по сегодняшний день китайскую военную науку. К сожалению, многие секреты, касающиеся самых тонких аспектов боевых искусств и присущие до последнего времени только азиатским боевым направлениям безвозвратно утеряны. Попытки их воссоздать лишний раз напоминают, что все новое - всего лишь хорошо забытое (или утерянное) старое…
Остров Окинава - крупнейший и наиболее значительный с политической и экономической точки зрения из всех островов архипелага Рюкю. Именно на Окинаве зародились специфические окинавские виды боевых искусств, такие как Ти (яп. Тэ) и Тодэ (китайская рука). Окинавцы, обучавшиеся в Китае и китайские мастера, по разным причинам оказавшиеся на острове в разной мере внесли свой вклад в развитие боевых систем, на которых, как бы не хотелось многим японцам, базируется в дальнейшем созданное японское каратэ. Существуют расхожие мнения о том, что боевыми искусствами на Окинаве занимались широкие слои простолюдинов. Однако это не так. Борьба Ти практиковалась, в основном, королями и принцами королевства Рюкю (создано в 1429 г.) и анзи (высшее из 9 правящих окинавских аристократических феодальных военных сословий - сидзоку) из города Сюри. Каратэ же изучали, в основном, представители сидзоку в городах Наха, Томари и Сюри. Что касается окинавских крестьян, то их труд в те времена был почти рабским. Весьма сомнительно, что окинавские крестьяне, занимающиеся тяжелым, изнурительным трудом, озабоченные в первую очередь мыслью о хлебе насущном, могли бы серьезно продвинуться в изучении боевых искусств. Подтверждением этой мысли может являться фильм Акиры Курасавы - "Семь самураев". Характерно, что в последствии окинавцы постараются скрыть китайские корни окинавского каратэ, равно как и японцы окинавские корни японского каратэ. Причиной тому послужило понимание военноначальниками истинной боевой мощи каратэ, его роли в военной подготовке армии, воспитании боевого духа воина и постоянно меняющиеся военно-политические отношения между государствами. История развития окинавского каратэ изобилует всевозможными легендами и не раз переписывалась в угоду правящим кланам. Важно то, что к концу 19 века сформировались два основных направления окинавского каратэ - Серэй и Серин. Продолжение следует... (С.И. Мирутенко)